«СЧАСТЛИВ  ТОТ, КТО  СЧАСТЛИВ  ДОМА».

 

http://im0-tub.yandex.net/i?id=23042984-09            

«Войдите  в  мир  ребёнка,  пока  открыта  дверь…».

 

С  принятием  Закона  РФ  «Об  образовании»  возникли  предпосылки  для равноправного, творческого, заинтересованного  взаимодействия  семьи  и школы. Современная  семья  развивается  в  условиях  качественно  новой противоречивой  общественной  ситуации. С  одной  стороны, наблюдается поворот  общества  к  проблемам  и  нуждам  семьи, разрабатываются  программы  по  укреплению  и  повышению  ее  значимости  в  воспитании  детей. С  другой  стороны, имеются  процессы, которые  ведут  к  обострению  семейных  проблем: падение  жизненного  уровня  большинства  семей, проблемы экономического, а  порой  и  физического  выживания. Все  это  усиливает социальную  тенденцию  самоустранения  многих  родителей  от  решения  вопросов  воспитания  ребенка. При  этом, не  владея  в  достаточной  мере знанием  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  развития  ребенка, порой  осуществляют  воспитание  вслепую. Все  это  не  приводит  к  положительным  результатам. В  таких  семьях  нет  прочных  межличностных  связей  между  родителями  и  детьми, и  как  следствие, «авторитетом» становится  внешнее, зачастую  негативное  окружение, что  приводит  к выходу  ребенка  из-под  влияния  семьи. Нельзя одного  ребенка  воспитывать  по-разному. То, что  требует  школа, должны  подхватывать  родители. Эффективность в целях решения задач социализации во многом зависит от поддержки родителями направлений образования и включенности в эти процессы всех социальных институтов данной территории.                            

Процесс социализации личности ребенка сложный и многогранный. В этом процессе невозможно четко разграничить сферы влияния и меру воздействия между семьей, социальными институтами, социокультурным пространством. Решение задач социализации требует установления прочных связей всех заинтересованных сторон, и в первую очередь семьи и школы. Современная школа видит в семье прежде всего партнера. Современные родители часто выступают в роли инициаторов и организаторов многих интересных дел. Вместе с тем родители - строгие судьи учителей. Конечно, мы должны понимать, что не каждая семья готова сотрудничать со школой, так же как не каждая школа достаточно открыта для широких партнерских отношений с семьей. Тем не менее школа должна учитывать семейную среду как основной фактор, влияющий на жизнь и воспитание ребенка. «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - говорил В. А. Сухомлинский. Специфика семейного воспитания, отличающая его от воспитания общественного, заключается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви, проявлении ласки, заботы, умении прощать, чувстве дома. Если в семье нет должной гармонии, развитие ребенка осложняется. В наш сложный век, в период сверхзанятости родителей, многие из которых испытывают в своей жизнедеятельности постоянные психологические перегрузки, существенно осложняются взаимоотношения родителей и детей, снижается влияние семьи на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения. В этих условиях повышается роль образовательных учреждений в объединении усилий родителей, различных социальных структур в обеспечении воспитания детей и оказании помощи семье в реализации воспитательной функции.                                                          

Есть еще категория детей, процесс социализации которых проходит очень болезненно и часто малоэффективно. Я имею в виду тех детей, кого мы называем «трудными», «социально неблагополучными». Это те дети, кого не понимают ни в семье, ни в школе (по их мнению). Зато их принимает и понимает «улица». Они и во взрослой жизни часто живут по «законам улицы». Чаще всего это заканчивается плохо. Среди таких подростков много «социальных сирот» - сирот при живых родителях. Одной школе трудно справиться с проблемными детьми.  Есть дети, для которых самое основное звено в цепочке процесса социализации отсутствует. Это дети, у которых нет семьи. В последние годы на государственном уровне принимаются эффективные меры по обеспечению таким детям права жить в семье. Переживание ребенком периода своего взросления в семье не только решает проблему приобретения им важного социального опыта, но и способствует выравниванию стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения. В решении многих задач, связанных с воспитанием, обучением, оздоровлением, социальной защитой детей и многими другими направлениями наша школа тесно взаимодействует с семьей. Однако в современных условиях нужна не просто связь школы с семьей. Сегодня нужна целостность процесса отношения к ребенку и целеустремленность воспитательной среды. Именно целостный подход обеспечит успешность и эффективность процесса социализации личности детей и подростков. Нам вместе необходимо формировать такой подход. Следовательно, в  сложных  современных  условиях  семье  требуется  систематическая  и  квалифицированная  помощь  со  стороны  школы. С  этой  целью  мы  проводим  ежегодно  общешкольные  родительские  конференции, где  учим  родителей,  как  правильно  воспитывать  ребенка. Мы отвечаем  на  вопросы: «есть  ли  верный  способ  вырастить  замечательного ребенка?», «мы  хотим  хорошего  нашим   детям, но  почему  они  отказываются  от  наших  услуг?», «как  уберечь  ребенка  от  влияния  плохой  компании?»  и  т.д. Перед родителями  выступают  педагоги, психологи, врачи специалисты (педиатры, наркологи, инфекционисты, гинекологи), инспектора комиссии  по  делам  несовершеннолетних. Здесь  же, на  конференциях, мы  проводим тестирование  родителей  такие  как: «Кто  вы  своему  ребенку: родитель  или  приятель?», «Общение  детей  и  родителей  в  лицах», «Портрет  моего  ребенка». Также  на конференциях  выступают  дети  школьной театральной  и  вокальной  групп  с  концертными  номерами, соответствующими  теме конференции. Здесь  дети  наглядно  показывают  семейные конфликтные  ситуации  и  способ  их  разрешения. Для  родителей  организуется  выставка  лучших  творческих  работ  учащихся. В  конце  конференции показываем  видеоролик, который  снимаем  сами, где  дети  высказывают пожелания  своим  родителям.                                                                                                         Кроме  традиционной  родительской  конференции, мы  в  школе  проводим родительский  лекторий. Темы  таких  встреч  определяют  как  родители, так и  педагоги. Мы  рассматриваем  вопросы:

- Ребенок  учится  тому, что  видит  дома;

- Ребенок  в  среде  сверстников (психолого-педагогические  аспекты);

- Значение  воспоминаний  о  собственных  детских  переживаниях  в    воспитании  ребенка;

- Необходимость  семейных  традиций  в  жизни  ребенка;

- Строгие  родители: последствия  и  результаты;

- Это  вовсе  не  так  просто – дружба  с  детьми;

- Счастлив  тот, кто  счастлив  дома.

Наряду  с  конференциями, групповыми  встречами  с  родителями  проводятся еженедельные  консультации. Как  правило,  вопросами  родителей  являются: дерзость  родителям, в некоторых  случаях  даже  их  игнорирование; как  наладить учебу, как  уберечь  ребенка  от  влияния  плохой  компании. Учащихся  интересуют  вопросы  взаимоотношений  с  родителями, обстановка  в  семье (ссоры  с  родителями  и  родителей  между  собой, непонимание), отношения  с  учителями, социально-правовые  вопросы. Педагоги  обращаются  за  помощью  в  работе  с  трудными  детьми, разрешения  конфликтных ситуаций  с  родителями.                                                  В  итоге  сложился  тандем: ученик – родитель – учитель – социальный   педагог, где  ключевой  фигурой является  социальный педагог, осуществляющий связь  между  учеником  и родителем, учеником  и  учителем, учителем  и родителем: 


 

Деятельность  родителей  и  педагогов  в  интересах  ребенка  может  быть успешной  тогда, когда  они  станут   союзниками, что  позволит  им увидеть ребенка  в  разных  ситуациях. Однако не  все  родители  откликаются  на стремление  педагогов  к  сотрудничеству, не  проявляют  интерес  к  объединению  усилий  по  воспитанию  своего  ребенка. Ведь  придя  в  школу, ребенок  представляет  мир  своей  семьи, спектр  социальных  отношений, привычки  поведения – все, что  обусловлено  уровнем  культуры  семьи. Когда  мы, педагоги,  с  родителями  будем  закладывать  в  основу  нашего  взаимодействия  принцип  взаимного  доверия  и  уважения, взаимной  поддержки  и  помощи, только  тогда  мы  сможем  создать  условия  для  формирования  у наших  детей  тех  качеств, которые  необходимы  для  его  самоопределения и  самореализации  в  случае  неудач, и  только  тогда  они  смогут  выжить  в наше  непростое  время. Именно  к  этому  мы  призываем  родителей  наших учащихся. Мы  должны  задуматься  какова  же  доля  моего  участия  в  воспитании  наших  детей  и  осмыслив  этот  вопрос  задать  себе следующий:  что  я  буду  для  этого  делать? Давайте  же  создавать  условия  для  успешной  социализации  личности  ребёнка.   

ПОМНИТЕ: 

СЕМЬЯ – ЭТО  КОСМОС, ГДЕ  ЗАКОН  ТЯГОТЕНИЯ  ЕСТЬ  ЛЮБОВЬ.