«СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА».
«Войдите в мир ребёнка, пока открыта дверь…».
С принятием Закона РФ «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, имеются процессы, которые ведут к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня большинства семей, проблемы экономического, а порой и физического выживания. Все это усиливает социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания ребенка. При этом, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Все это не приводит к положительным результатам. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Нельзя одного ребенка воспитывать по-разному. То, что требует школа, должны подхватывать родители. Эффективность в целях решения задач социализации во многом зависит от поддержки родителями направлений образования и включенности в эти процессы всех социальных институтов данной территории.
Процесс социализации личности ребенка сложный и многогранный. В этом процессе невозможно четко разграничить сферы влияния и меру воздействия между семьей, социальными институтами, социокультурным пространством. Решение задач социализации требует установления прочных связей всех заинтересованных сторон, и в первую очередь семьи и школы. Современная школа видит в семье прежде всего партнера. Современные родители часто выступают в роли инициаторов и организаторов многих интересных дел. Вместе с тем родители - строгие судьи учителей. Конечно, мы должны понимать, что не каждая семья готова сотрудничать со школой, так же как не каждая школа достаточно открыта для широких партнерских отношений с семьей. Тем не менее школа должна учитывать семейную среду как основной фактор, влияющий на жизнь и воспитание ребенка. «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - говорил В. А. Сухомлинский. Специфика семейного воспитания, отличающая его от воспитания общественного, заключается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви, проявлении ласки, заботы, умении прощать, чувстве дома. Если в семье нет должной гармонии, развитие ребенка осложняется. В наш сложный век, в период сверхзанятости родителей, многие из которых испытывают в своей жизнедеятельности постоянные психологические перегрузки, существенно осложняются взаимоотношения родителей и детей, снижается влияние семьи на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения. В этих условиях повышается роль образовательных учреждений в объединении усилий родителей, различных социальных структур в обеспечении воспитания детей и оказании помощи семье в реализации воспитательной функции.
Есть еще категория детей, процесс социализации которых проходит очень болезненно и часто малоэффективно. Я имею в виду тех детей, кого мы называем «трудными», «социально неблагополучными». Это те дети, кого не понимают ни в семье, ни в школе (по их мнению). Зато их принимает и понимает «улица». Они и во взрослой жизни часто живут по «законам улицы». Чаще всего это заканчивается плохо. Среди таких подростков много «социальных сирот» - сирот при живых родителях. Одной школе трудно справиться с проблемными детьми. Есть дети, для которых самое основное звено в цепочке процесса социализации отсутствует. Это дети, у которых нет семьи. В последние годы на государственном уровне принимаются эффективные меры по обеспечению таким детям права жить в семье. Переживание ребенком периода своего взросления в семье не только решает проблему приобретения им важного социального опыта, но и способствует выравниванию стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения. В решении многих задач, связанных с воспитанием, обучением, оздоровлением, социальной защитой детей и многими другими направлениями наша школа тесно взаимодействует с семьей. Однако в современных условиях нужна не просто связь школы с семьей. Сегодня нужна целостность процесса отношения к ребенку и целеустремленность воспитательной среды. Именно целостный подход обеспечит успешность и эффективность процесса социализации личности детей и подростков. Нам вместе необходимо формировать такой подход. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. С этой целью мы проводим ежегодно общешкольные родительские конференции, где учим родителей, как правильно воспитывать ребенка. Мы отвечаем на вопросы: «есть ли верный способ вырастить замечательного ребенка?», «мы хотим хорошего нашим детям, но почему они отказываются от наших услуг?», «как уберечь ребенка от влияния плохой компании?» и т.д. Перед родителями выступают педагоги, психологи, врачи специалисты (педиатры, наркологи, инфекционисты, гинекологи), инспектора комиссии по делам несовершеннолетних. Здесь же, на конференциях, мы проводим тестирование родителей такие как: «Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?», «Общение детей и родителей в лицах», «Портрет моего ребенка». Также на конференциях выступают дети школьной театральной и вокальной групп с концертными номерами, соответствующими теме конференции. Здесь дети наглядно показывают семейные конфликтные ситуации и способ их разрешения. Для родителей организуется выставка лучших творческих работ учащихся. В конце конференции показываем видеоролик, который снимаем сами, где дети высказывают пожелания своим родителям. Кроме традиционной родительской конференции, мы в школе проводим родительский лекторий. Темы таких встреч определяют как родители, так и педагоги. Мы рассматриваем вопросы:
- Ребенок учится тому, что видит дома;
- Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты);
- Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в воспитании ребенка;
- Необходимость семейных традиций в жизни ребенка;
- Строгие родители: последствия и результаты;
- Это вовсе не так просто – дружба с детьми;
- Счастлив тот, кто счастлив дома.
Наряду с конференциями, групповыми встречами с родителями проводятся еженедельные консультации. Как правило, вопросами родителей являются: дерзость родителям, в некоторых случаях даже их игнорирование; как наладить учебу, как уберечь ребенка от влияния плохой компании. Учащихся интересуют вопросы взаимоотношений с родителями, обстановка в семье (ссоры с родителями и родителей между собой, непонимание), отношения с учителями, социально-правовые вопросы. Педагоги обращаются за помощью в работе с трудными детьми, разрешения конфликтных ситуаций с родителями. В итоге сложился тандем: ученик – родитель – учитель – социальный педагог, где ключевой фигурой является социальный педагог, осуществляющий связь между учеником и родителем, учеником и учителем, учителем и родителем:
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной тогда, когда они станут союзниками, что позволит им увидеть ребенка в разных ситуациях. Однако не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Ведь придя в школу, ребенок представляет мир своей семьи, спектр социальных отношений, привычки поведения – все, что обусловлено уровнем культуры семьи. Когда мы, педагоги, с родителями будем закладывать в основу нашего взаимодействия принцип взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, только тогда мы сможем создать условия для формирования у наших детей тех качеств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудач, и только тогда они смогут выжить в наше непростое время. Именно к этому мы призываем родителей наших учащихся. Мы должны задуматься какова же доля моего участия в воспитании наших детей и осмыслив этот вопрос задать себе следующий: что я буду для этого делать? Давайте же создавать условия для успешной социализации личности ребёнка.
ПОМНИТЕ:
СЕМЬЯ – ЭТО КОСМОС, ГДЕ ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.