Понимая свою основную задачу, социально-педагогическая служба МОУ «СОШ № 23» г. Астрахани выделила следующие основные направления своей работы: 1.Организационное:
1.1. оформление необходимой документации (плана работы на год, создание банка данных детей и семей всех категорий, журналов для консультаций и посещений семей на дому);
1.2. оформление социального паспорта школы;
1.3. оформление тематических стендов;
1.4. организация лектория для родителей, учителей и учащихся;
1.5. организация консультаций для родителей, учащихся и учителей;
1.6. постоянная связь с такими учреждениями как: отдел профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, СПИД – центром, отделом семьи и опеки при администрации района, центром человековедческой компетенции педагогов, управлением социальной защиты, Фондом страхования, участковой детской поликлиникой;
1.7. посещение комиссии по делам несовершеннолетних;
1.8. организация совета по профилактике правонарушений;
1.9. организация встреч: с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних, врачами – специалистами, с инспекторами ГИБДД, представителями СУЗов и ВУЗов и т.д.;
1.10. организация санаторно-курортного оздоровления детей. 2.Исследовательское:
2.1. выявление социально – незащищенных категорий учащихся (опекаемых детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей с девиантным поведением);
2.2. социально-психологическое обследование первоклассников с целью определения уровня адаптации;
2.3. определение уровня адаптации учащихся 5-х классов;
2.4. мониторинг здоровья детей-инвалидов;
2.5. выявление уровня социализации детей (определение места школы в формировании ребенка, уровня соответствия личных и профессиональных качеств учителей (пожелания учеников и родителей), включенность во внешнюю среду и умение действовать, степень реализации школой жизненно значимых планов и ценностных ориентаций старшеклассников;
2.6. оценка общего социально-психологического климата в школе (взаимоотношений между педагогами на межличностном и профессиональном уровне, взаимоотношения между учителями и учащимися на уроке и во внеурочное время, взаимоотношения между учениками, школой и родителями, сформированность целостных коллективов (сплоченность, готовность помочь друг другу);
2.7. оценка социокультурной ситуации в школе (оценка деятельности школы по развитию общекультурного кругозора учащихся, качества организации свободного времени учащихся (в период обучения и в каникулы), наличие социокультурных мероприятий);
2.8. определение уровня образовательных услуг запросам и ожиданиям родителей (определение меры комфортности пребывания учащихся в школе, выявление оценки различных сторон организации учебного процесса и удовлетворенность родителей основными сторонами деятельности школы);
2.9. анкетирование педагогов на выявление оценки деятельности школы.
3.Работа по категориям:
3.1. дети-инвалиды (составление банка данных, организация индивидуального обучения, посещение на дому с целью обследования социально- жилищных условий (2 раза в год), обеспечение учебниками, организация досуга (помощь в определении и посещении кружков и секций), проведение Международного Дня инвалида, оказание социально-педагогической помощи, обеспечение санаторно-курортными путевками);
3.2. опекаемые дети и дети-сироты (составление банка данных, посещение на дому с целью обследования социально-жилищных условий, обеспечение учебниками, выделение материальной помощи из Фонда всеобуча на приобретение канцтоваров, организация досуга (помощь в определении и посещении кружков и секций), встречи с инспектором по опеке, оказание социальной помощи, обеспечение санаторно-курортными путевками, организация бесплатного питания в школе);
3.3. трудные дети (дети с девиантным поведением): составление банка данных, посещение семьи ребенка на дому с целью определения уровня общения с родителями и близкими, привлечение трудных детей в кружки по интересам, проведение индивидуальных бесед как с детьми, так и с их родителями, диагностика трудных детей (интересы, проблемы, конфликтные ситуации), психолого-педагогическая помощь классным руководителям в работе с детьми девиантного поведения, занятия с психологом, психолого-педагогическое консультирование для детей и их родителей, проведение педагогического консилиума для родителей, сбор сведений о летнем отдыхе, организация летнего отдыха, профилактические беседы с инспектором ПДН;
3.4. малообеспеченные и многодетные семьи (составление банка данных, посещение семьи на дому с целью составления акта обследования социально-жилищных условий, обеспечение учебниками, обеспечение детей из данных семей бесплатным питанием в школе, оказание материальной помощи из Фонда всеобуча на приобретение канцтоваров, оказание социально-психологической помощи, организация санаторно-курортного оздоровления).
4.Консультационное: (организация и проведение еженедельных консультаций для учителей, родителей и учащихся).
5.Профилактическое (просветительское):
5.1. индивидуальные беседы с учащимися и родителями по предупреждению пропусков уроков;
5.2. организация и проведение родительских конференций («Взаимодействие семьи и школы», «Формирование здоровьесберегающей среды», «Большие права маленького человека», «Жизнь стоит того, чтобы жить», «Формирование ценностного отношения к семье» и т.д.);
5.3. проведение лектория для родителей, учителей и учащихся с приглашением врачей-специалистов (нарколога, гинеколога, педиатра, инфекциониста); 5.4. проведение родительских встреч;
5.5. проведение совета по профилактике правонарушений;
5.6. организация и проведение встреч инспектора комиссии по делам несовершеннолетних с учащимися;
5.7. проведение Международного Дня борьбы со СПИДом для учащихся 8-11 классов: конкурс сочинений «Как спасти мир от наркотиков и СПИДа», конкурс плакатов «Мы против наркотиков», лекция врача-нарколога «СПИД не спит», беседа психолога «Скажи наркотикам НЕТ», выставки книг;
5.8. проведение Международного Дня отказа от курения: в этот день мы проводим конкурс рисунков «Посмотрим на курение новыми глазами», для учащихся 6-7 классов проводятся классные часы «Немедленный эффект курения» с демонстрацией наглядного пособия «курящая кукла», которая наглядно показывает действие табачного дыма на легкие курильщика:

5.9. просмотр тематических видеофильмов;
5.10. организация тематических обзорных выставок книг в школьной библиотеке;
5.11. оформление стендов: «Права ребенка», «Защитим наших детей от наркотиков», «Социально-педагогическая информация», «Большие права маленького человека», «Социальный паспорт школы» и т.д.
5.12. проведение всемирного Дня здоровья;
5.13. встречи учащихся 9-х и 11-х классов с представителями ВУЗов и СУЗов;
5.14. проведение Международного Дня защиты детей «Защити меня».
5.15. проведение обучающих семинаров для учащихся.